Русский English Беларуская

Главная Пресс-центр Пресса о концерне

«Натурпродукт для железного коня»

Повышение цен на нефтепродукты – всегда стресс для автовладельцев. С начала года топливо на заправках дорожало трижды. Последний раз – вчера. В частности, стоимость литра бензина АИ-92 повысилась с 2700 до 2870 рублей, АИ-95 – с 3050 до 3240 рублей. Дизельное топливо выросло в цене с 2430 до 2580 рублей. Как правило, накануне очередного подорожания на АЗС выстраивается длинная очередь желающих заполнить баки еще по старым ценам. В этот момент самое время задуматься, как можно сэкономить на топливе. Корреспондент «НГ» рассмотрел один из возможных вариантов – переход на биодизель. Еще недавно в Беларуси о биодизельном топливе говорили как о возможной перспективе. Сегодня соляркой с 5-процентной биодобавкой на основе переработанного рапсового масла – ДТ (Б5) – можно заправиться практически на любой автозаправке «Белоруснефть». Экономия в 18 тысяч рублей на каждых 50 литрах – заманчивое предложение. Но в очередь за биодизелем пока становится далеко не каждый автовладелец.

На свой страх и риск

Впервые дизтопливо с биодобавкой появилось на наших АЗС более двух лет назад. За это время среднестатистический владелец личного авто проезжает примерно 50 тысяч километров. Достаточное расстояние для “обкатки” нового топлива.

Специалисты концерна “Белнефтехим” не устают повторять, что подтвержденных случаев причинения вреда топливной системе машины от использования биодизеля не зафиксировано. Но опасения у автовладельцев по-прежнему есть. Тема активно обсуждается на интернет-форумах. Большинство автомобилистов, как и раньше, занимает выжидательную позицию. Но есть немало отзывов и от тех, кто заправляется биодизелем уже длительное время.

На одной из минских заправок мы побеседовали с Владимиром Осяевым, имеющим десятилетний водительский стаж. В топливный бак своего японского автомобиля он заливает солярку с пометкой “био” уже полтора года. За это время проехал более 60 тысяч километров.

— Заправляться новым топливом вначале было страшновато — информации о нем практически не было, отзывов тоже, — признался Владимир. — Можно сказать, что решился перейти на “био” на свой страх и риск. Пока не жалею. Мотор хуже работать не стал, контроль выхлопов при техосмотре тоже прохожу без проблем. Недостатков в этом топливе лично я не усматриваю. Преимущество — ниже цена. И, конечно, приятно, что мой автомобиль хоть немного стал безвреднее для окружающей среды.

У соседней колонки заправляет свой дизельный “Фольксваген” Дмитрий Корсак, тоже опытный автомобилист. Он отдает предпочтение традиционному топливу.

— Не хочу проводить эксперименты на собственной машине, ведь даже на заправочной крышке моего “Polo” написано “No biodiesel!”, — аргументирует Дмитрий.

С рекомендациями производителя не поспоришь. Запрет на использование биотоплива можно найти и в инструкциях по эксплуатации большинства продаваемых у нас автомобилей. На этом основании не рекомендуют использовать “зеленое” топливо и некоторые белорусские дилеры.

“Растительные” проценты

Производители топлива ДТ (Б5) уверены, что надпись “No biodiesel!” на их продукцию не распространяется.

— В европейском понимании “biodiesel” — это стопроцентное биотопливо растительного происхождения, — отмечает начальник управления производства биотоплива ОАО “Гродно Азот” Вячеслав Агеев. — Продаваемое в Беларуси биодизельное топливо содержит лишь 5 процентов биодобавки, остальные 95 процентов — обычное нефтяное дизельное топливо. В европейских странах вся солярка содержит такую же 5-процентную добавку “био”. При этом никакой дополнительной маркировки на АЗС не производится. Если вы купили машину из Европы, будьте уверены, что до вас она ездила на солярке с биодобавкой.

На Минском моторном заводе были проведены испытания нового топлива. Двигатели ММЗ работали на солярке с различной концентрацией добавки растительного происхождения. После этого моторы разобрали, чтобы проверить состояние топливной системы. Специалисты пришли к выводу, что 5-процентная биодобавка не наносит никакого вреда двигателю. Есть даже свойства, по которым такое топливо превзошло обычную солярку. За счет компонента растительного происхождения улучшились смазывающие свойства топлива и компрессия двигателя. Снизилось содержание вредного вещества — серы.

Аграриям это на руку

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Беларуси идею переработки рапсового масла в топливо поддерживают. Три белорусских предприятия, выпускающие биодизельное топливо — ОАО “Гродно Азот”, ОАО “Могилевхимволокно”, ОАО “Белшина” — используют в качестве сырья белорусское рапсовое масло. Отходы от переработки рапсовых семян идут на кормовые цели. Для аграриев это перспективное направление. По словам начальника главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода Владимира Бурдыко, выращивание рапса позволяет создать в районах дополнительные рабочие места, углубить переработку, а за счет использования более дешевого биодизельного топлива снижается себестоимость сельскохозяйственной продукции.

Предприятия Минсельхозпрода — крупнейшие потребители биодизеля. К примеру, в Гомельской области на этот вид топлива переведено 75 процентов сельхозмашин. По информации Гомельского облисполкома, за счет использования дизтоплива с биодобавкой сельхозпредприятия области смогли сэкономить в прошлом году около 10 миллиардов рублей.

“Зеленые” аргументы

В мире биодизельное топливо используется в коммерческих целях уже более десяти лет. Как за рубежом, так и у нас его производство обходится дороже, чем использование традиционных нефтепродуктов. Но с точки зрения экологии биологическое топливо более приемлемо — из всех распространенных видов моторного топлива оно признано наиболее безопасным для окружающей среды. И это главный стимул его продвижения на рынок.

Снизить нагрузку на окружающую среду — одна из важнейших задач. Государство планирует ее решить, в том числе и благодаря использованию биодизельного топлива. Для развития нового направления есть и весомые экономические стимулы. Биотопливо — возобновляемый источник энергии собственного производства. Уже сегодня его использование помогает снизить импорт углеводородного топлива. Сделать вклад нового направления в энергетическую безопасность страны более весомым призвана Государственная программа по обеспечению производства дизельного биотоплива в Республике Беларусь на 2007—2010 годы.

Цифры и факты

  • В 2011 году выпускаемое на белорусских предприятиях биодизельное топливо ДТ (Б5), как и обычное дизельное, будет соответствовать стандарту Евро-5, сообщила пресс-секретарь концерна “Белнефтехим” Марина Костюченко. В настоящее время производимое в Беларуси дизельное и биодизельное топливо соответствует стандарту Евро-4 (EN 590:2004), что говорит о довольно высоком показателе качества.
  • В Беларуси доля биодизельного топлива сейчас составляет 30 процентов всего объема реализуемого дизтоплива, отметил заместитель начальника отдела АЗС и логистики нефтепродуктов ПО “Белоруснефть” Игорь Гречановский. Дизтопливо с 5-процентной биодобавкой предлагается на 43 складах нефтепродуктов и 241 автозаправочной станции.
  • Через 2—3 года почти все дизельное топливо, реализуемое на АЗС ПО “Белоруснефть”, будет включать 5-процентную биодобавку.

Евгений ЖИБУЛЬ, “НГ”